Masterdel1.ru

МастерДел №1
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Откосы для окон архитектура

Арабская архитектура окна

Восток всегда манил своей загадочностью и роскошной красотой. Архитектура восточных зданий неуловимо прекрасна, каждая мелочь дополняет друг друга, вплетаясь в замысловатый узор восточной тайны.

Чем же особенная арабская архитектура? Арабский стиль в архитектуре отличается, прежде всего:

  • обилием различных декоративных предметов и элементов,
  • яркими насыщенными цветами в отделке помещений,
  • необычными конструкциями оконных и дверных проемов,
  • сводчатыми потолками куполообразной формы.

Все детали этого стиля призваны показать богатство и роскошь арабского мира. Поэтому в отделке используется много золота и драгоценных камней (или их имитация).

Арабская архитектура окна привлекает к себе внимание необычной формой оконного проема и обилием решеток с затейливыми узорами. Именно благодаря окнам так легко отличить арабский стиль от какого-либо другого.

Арабское окно – традиции и культура

Арабская архитектура окон отражает национальные традиции своего народа и приоткрывает тайны его культуры. Учитывая восточный менталитет, отводящий в обществе различные роли мужчинам и женщинам, во всех арабских домах обустраивались отдельные женские комнаты, которые должны были надежно защищать их обитательниц от любопытных взглядов прохожих. Именно поэтому на фасадах арабских домов, смотрящих на оживленные улицы, окон не делали вообще. Все окна располагались на тех сторонах дома, которые выходили во внутренний двор. А для более надежной защиты на окнах устанавливали частые решетки и ставни.

Особенностями арабской архитектуры окна являются следующие элементы:

  • Окно должно быть узким и иметь арочную форму.
  • Арки на окнах могут быть стрельчатые, завершающиеся заостренным углом, или полукруглыми, имеющими вид подковы.
  • Для рам используется только натуральное дерево. Даже современные окна из ПВХ ламинируют под цвет и фактуру дерева.
  • На окне обязательно должны быть решетки, для изготовления которых применяется дерево или метал.
  • Решетки имеют мелкие ячейки, не дающие возможность заглянуть через них в помещение. Иногда такие решетки называют «вуальными» по аналогии с вуалью, закрывающей лицо женщины.
  • Еще одной разновидностью деревянных решеток является «машрабия». Детали для таких решеток вытачивают и набирают в полотно так, чтобы снаружи они полностью перекрывали обзор и делали помещение непроницаемым для чужих взглядов, а изнутри предоставляли прекрасный обзор.
  • Деревянные решетки окрашивают обычно в темно-коричневый цвет.
  • Металлические решетки, как правило, изобилуют кованными декоративными элементами.
  • Ставни также изготовляют из дерева. Но окрашивают их в яркие насыщенные цвета, обильно покрывая поверхность резьбой. Основным фоном обычно служит ярко-синий, голубой, алый, зеленый и белый цвета. А все выступающие детали покрывают позолотой.
  • Часто на стеклах делают витражи, представляющие собой красочную роспись восточных орнаментов.

Ну и, конечно, важной деталью арабской архитектуры окна являются тяжелые шторы из дорогих материалов – бархат, парча, набивной шелк, которые складками свисают до самого пола и подхватываются декоративными шнурами и большими кистями.

История создания окон. Развитие первых оконных систем в России

Просто невозможно, немыслимо представить себе дом без окон. Кажется, что этот элемент появился вместе с самыми первыми жилищами. Но это не так: первые окошки упоминаются лишь во 2-м тысячелетии до н.э. А потом окно прошло огромный путь развития, превратившись из простого отверстия к сложным системам.

Какими были первые оконные проемы?

История окон насчитывает больше 4 тысячелетий. Но первые конструкции были максимально примитивны. Их делали в виде отверстия для воздухообмена и естественного освещения.

В истории создания окон «замешан» даже Вельзевул – правда, тогда он назывался Бал Зевул, и он был богом грома и плодородия. Его сослало на землю верховное божество, чтобы тот жил среди людей. Как гласит предание, он жил в золотом дворце с серебряными украшениями. Были в том замке и окна.

Как менялись оконные формы?

В историческом плане можно проследить, что роль окна (воздуховода и естественного освещения) сначала выполнял дымоход. Если вы хоть раз видели баню, которая топится по-черному, то с огромной вероятностью у нее было очень маленькое окошко или не было вовсе. Дыра в потолке юрты, вигвама, других простейших жилищ – тоже своеобразные окна.

Самые же необычные окошки сохранились у северных народов. Оконный проем также выполняет роль входа и завешивается, если нужно, шкурами животных.

Однако уже во времена Помпеи, впоследствии погибшей из-за вулкана Везувия, обнаруживаются первые застекленные окна. Их установили в термах (банях), а размеры проема составляли вполне приличные 90х120 см.

Из-за сложности производства и дороговизны материалов окошки сначала ставили в храмах и «административных зданиях», дворцах. А самыми востребованными по форме и эстетичности стали витражи. Изготовить «полотно» из множества цветных стеклянных кусочков было проще. Так, один из самых первых известных витражей – это окна Софийского собора в далеком Царьграде (Константинополе). Цветное застекление в византийской столице датируют 330-м годом нашей эры.

Русские окна: технологии и разнообразие

В Киевской Руси находки, свидетельствующие об использовании оконных стекол, датируют 10-м веком. Археологи находили выдувные стекла с «лепешками» («пирожками»), выдуваемыми специально для оформления оконного проема. В Европе такие стали применять только в 13-м веке. Однако полноценного, современного стеклянного окна на Руси еще не было.

Чтобы закрыть оконный проем, применяли слюдяные пластины, рыбий паюс, промасленный холст или деревянную заглушку. В зимнее время могли вставить даже лед. Хотя окошко выходило не таким дорогим, а делали его маленьким, потери тепла были существенными. Так были изобретены другие оконные системы: так называемые волоковые окна.

История деревянных окон была впечатляющей. Даже исходная конструкция закрывающихся («заволакивающихся») окошек была совсем не примитивной:

  • ставилась оконница (оконный переплёт);
  • в него на холодное время года вправлялась окончина (кроме стекла распространены были брюшина или бычьи пузыри;
  • внутри дома устанавливали волок (задвижной ставень);
  • для удобства размещали оконные вставки (наподобие откосов);
  • завершали убранство и защищали окошко ставни.

Привычным считалось наличие окон в горнице в двух стенах, а в светлице («женской» комнате) – с трех или четырех сторон. Считается, что это облегчало типичный женский труд – от прядения до шитья, вязания.

В 17-м веке история появления окон сделала новый виток. По Европе распространялось новшество – увеличенные оконные проемы с большим стеклом, пропускающим много света. Царь Петр I увидел новинку и повелел завести эту моду и у нас. Ее тоже пришлось насаждать, но этому мешала и объективное ограничение – нехватка стекла. Собственная стекольная фабрика в России появилась лишь в 1635-м году, а до 6 заводов мощности производителей увеличились лишь к 18 веку.

Окна в мифах и ритуалах

Кроме основной функции, окно осмыслялось в мифологии. Истории про окна встречаются в фольклоре. У славян этот проем считался «нерегламентированным» или «опасным» входом в дом. В него могли войти духи, через окошко выносили покойника. Этот проем и до сих пор используют в магических целях, для выполнения ритуальных действий.

Читать еще:  Откосы оконные оцинкованные окрашенные ral9003

На протяжении всей истории окна домов у славян становились местом общения с потусторонними силами:

  • В Польше и в Карпатах гроб выносили через этот проем, чтобы покойный не стал вампиром.
  • В Заонежье влазили в новый дом через окно, если боялись прогневать старого домового.
  • На Полесье и у словаков убеждены, что душа улетает через окно именно в виде птицы.
  • У всех славянских народов есть идея, что раскрытые настежь окошки и двери помогают роженице разродиться.
  • В Новгородской губернии умерших от холеры выносили через оконный проем и сразу же заколачивали его досками, чтобы холера не смогла вернуться с кладбища в дом.
  • Типичное русское поверье – после смерти человека обязательно поставить стакан воды на подоконник, чтобы улетающая душа могла омыться.

Символика славянского оконного оформления

Даже у наличников на окна история своя. Их украшали резьбой и в ритуальных целях, и для красоты. По этому элементу можно было определить статус владельцев дома. По ним смотрят и период (время), к которому относится образец деревянного зодчества. Искусству вырезания ажурных узоров и их символике обучались долгие годы.

Некоторые из значений узоров:

  • солнце – в виде ромба;
  • поле – вытянутый ромб;
  • равносторонний крест – солнце-оберег, защита от нечисти;
  • 6- или 8-конечная звезда, вписанная в круг, – знак грома, мужества, доблести, смены дня и ночи;
  • утки и лебеди – уносят солнце вечером, изображаются внизу;
  • конь – приносит солнце утром, изображается вверху.

Новейшее время: скачок от дерева до пластика

Времена восхитительных, искусно выполненных наличников прошли. Уже с 1935 года немец Вильгельм Франк запатентовал свое изобретение – поворотно-откидную фурнитуру. А в 1959-м А.Пилкингтон представил флоат-технологию – изготовления гладкого стекла путем налива пластов стекломассы на оловянные пластины.

Пришла эпоха пластика. В 1954-м году о себе заявила немецкая компания Dinamit Nobel, поставив в здание первый пластик. Эта компания была детищем того самого Альфреда Нобеля. Они выпустили свое творение под маркой Trocal.

Оконные профили из поливинилхлорида выпускались серийно, став массовым продуктом. Также важной вехой в истории пластиковых окон стала возможность окрашивания пластика во все цвета RAL – 179 оттенков, и дополнение дизайна ламинированием с любым оттенком и даже рисунком.

Проблемы пластиковых окон

Пока в Союзе разрабатывали модели деревянных окон для разных серий типовых домов, и не думали о пластике, в США его активно внедряли в производство. Однако первые окна в истории не прижились. Все оказалось несколько сложнее: американцы упорно считали пластик некачественным, «одноразовым» материалом, годным лишь для детских игрушек и недолговечной тары.

История возникновения окон сохранила отчаяние первых компаний, которые «бились» на этом рынке за положительную репутацию. Только после 20 лет уговоров американцы начали массово ставить ПВХ-конструкции. После этого история окон ПВХ пополнилась такими вехами, как появление экологических требований к материалам. Только в 2000-х (у компании Трокал – в 2001-м) стали появляться конструкции, отвечающие даже самым жестким экологическим требованиям.

Перспективы оконного рынка

История развития окна поражает разнообразием. Так, параллельно появлялись венецианские и французские окна. С появлением ПВХ в «сотрудничестве» с алюминиевым профилем стало возможно разрабатывать и производить самые фантастические проекты остекления, включая панорамные и другие варианты.

Уже никого не удивить самыми разными типами конструкций: духовыми, слуховыми, мансардными, второго освещения, конструкциями из металлопластика, дерева, стеклопластика (фибергласса). Каким станет окно будущего? Это увидят уже будущие поколения.

Как сделать откосы для окон своими руками

Штукатурка откосов окон — дело несложное, и если вы решили сделать оконные откосы самостоятельно, то для получения ровных углов и красивого проема необходимо знать некоторые нюансы. Обладая терпением и тщательно выполняя все правила, можно справиться с этой задачей без посторонней помощи.

  • Инструмент и материалы
  • Подготовительные работы
  • Техника нанесения штукатурки на оконные откосы
  • Шпаклевка откосов
  • Завершающий этап

Принцип оштукатуривания откосов един для наружной и внешней стороны оконного проема.

Инструмент и материалы

Для штукатурки откосов потребуются следующие инструменты:

  • дрель с насадкой «миксер», для замешивания штукатурного раствора и шпаклевки;
  • шпатели из нержавейки: широкий — превышающий ширину откоса, средний — (60–80 мм) для набрасывания штукатурного раствора, и узкий — до 50 мм для шпаклевания в труднодоступных местах;
  • измерительный инструмент: строительный уровень (ватерпас), уголок 90°, рулетка;
  • для отделки и выравнивания: шлифовальная машинка или терка с креплениями для наждачной бумаги или абразивной сетки.

Из материалов необходимо приобрести:

  • сухую штукатурную смесь;
  • шпаклевку для финишных отделочных работ;
  • пластиковые приоконные рейки;
  • угловые штукатурные профили из оцинковки и перфорированные алюминиевые уголки;
  • грунт глубоко проникающий для штукатурки и шпаклевки.

Подготовительные работы

До начала работ по оштукатуриванию откосов необходимо закрыть оконные рамы при помощи прозрачной пленки и малярного скотча. Подоконник также должен быть установлен и закрыт от пыли и грязи пленкой. Основание откосов очищается от старой штукатурки. На новой кирпичной кладке кирочкой или молотком сбиваются выступающие части цементного раствора. Удалите строительным ножом монтажную пену.

Затем поверхность откосов обрабатывается глубоко проникающей грунтовкой для штукатурной смеси. В том случае если откосы штукатурятся цементно-песчаным раствором, поверхность достаточно смочить водой. Эту процедуру можно выполнить малярной кистью, валиком или распылителем.

Далее устанавливаются угловые штукатурные профили из оцинкованного металла. Профили выставляются при помощи уровня в двух плоскостях и фиксируются гипсовым раствором. Сначала профиль выравнивается по отношению к стене, а затем по отношению к откосу. Правильность выставленных профилей перепроверяется строительным угольником. Одна сторона угольника прикладывается к оконной коробке, а второй край должен касаться углового профиля. Установленные крайние штукатурные профили послужат маяками для оштукатуривания откосов и стен, а также защитят углы от механических повреждений.

К оконной коробке приклеивается специальная пластиковая рейка. Она имеет клейкую полоску и две перпендикулярные полки. Одна полка совмещается с кромкой оконной коробки, а вторая служит маяком для штукатурки откоса.

Техника нанесения штукатурки на оконные откосы

Сухая штукатурная смесь разбавляется водой и размешивается в ведре миксером. Она не должна быть чрезмерно жидкой или густой. Консистенция штукатурной смеси напоминает жидковатый творог. Штукатурный раствор не должен сползать с лопатки шпателя.

Откос обрабатывается глубоко проникающей грунтовкой для лучшей связки материалов. Если откосы сильно впитывают влагу, то перед нанесением штукатурки их можно немного увлажнить.

Штукатурная смесь набрасывается на откос средним шпателем и поднимается снизу вверх широким шпателем. Кромка широкого шпателя должна выступать за крайние маяки. Излишки штукатурного раствора подбираются средним шпателем и набрасываются на незаполненные раствором места. Если вам удобнее, можно накладывать раствор средним шпателем на широкий шпатель и таким образом наносить на откос.

Заполнив все пустоты, выжидается некоторое время, и откос выравнивается широким шпателем. В зависимости от дальнейших отделочных работ, откос можно затереть теркой или не делать ничего. При отделке откосов керамической плиткой или панелями, в затирке необходимости нет. Мелкие неровности в этом случае не имеют значения.

Читать еще:  Кто красил откосы окон

Гипсовая штукатурка увлажняется губкой и выравнивается с помощью шпателя.

Шпаклевка откосов

После оштукатуривания и высыхания откосов можно приступать к шпаклевке. Потребуется два вида шпаклевки — крупнозернистая стартовая и мелкодисперсная финишная. Алюминиевый перфорированный уголок, шпатели, дрель с миксером и шлифовальная машинка.

Оштукатуренные откосы пропитываются грунтовочным раствором. Стартовая сухая шпаклевка размешивается в воде до состояния густых сливок.

Алюминиевый уголок нарезается по размерам внешних углов откосов. На углы наносится тонкий слой стартовой шпаклевки, на которую плотно прижимаются перфорированные уголки. Выступившие излишки шпаклевочной массы удаляются шпателем и набрасываются на незаполненное пространство.

После высыхания и фиксации уголков средним шпателем накладывается шпаклевочная масса на широкий шпатель и наносится на плоскость откоса. Если штукатурная работа проведена достаточно ответственно, то достаточно сделать нетолстый первый слой шпаклевки в 2–3 мм. Шпаклевка в разведенном виде не теряет свои пластичные свойства в течение часа. Поэтому нужно тщательно выравнивать и разглаживать первый слой шпаклевки.

После высыхания первого слоя стартовой шпаклевки, поверхность вновь обрабатывается грунтовкой, после высыхания которой можно наносить финишную шпаклевку.

Финишная шпаклевка имеет более деликатную консистенцию. С ее помощью можно скрыть и исправить огрехи первого слоя. Технология нанесения финишного слоя аналогична нанесению первого. При необходимости для идеального выравнивания плоскости откоса накладывается несколько слоев шпаклевки.

Прошпаклеванная поверхность обрабатывается шлифовальной машинкой со сменными абразивными сетками или вручную теркой. Сетка дает лучший эффект при шлифовании, так как используемая для этих целей наждачная бумага быстро забивается и приходит в негодность.

Завершающий этап

На завершающем этапе поверхность прошпаклеванных откосов снова пропитывается глубоко проникающей грунтовкой и после высыхания готова к покраске, побелке или оклейке обоями.

Также для окончательной отделки откосов применяется керамическая плитка, пластиковые сэндвич-панели, ламинированная вагонка и другие материалы. В этом случае шпаклевку откосов делать не обязательно.

Откосы для окон в деревянном доме: варианты отделки

Сегодня мы поговорим о вариантах отделки откосов окон, установленных в деревянных домах, бревенчатых и из бруса. Рассмотрим материалы, которые можно использовать при отделке оконных откосов в домах из древесины, изучим достоинства и недостатки различных вариантов.

Мы подробно рассказывали о правилах установки окон в деревянном доме, поэтому вам хорошо известно, что такое обсада и окосячка. Теперь нас интересует финишная отделка оконного проёма, ведь откосы можно оформить по-разному. Окно следует не просто утеплить, заделав все щели и стыки после установки, но и декорировать, чтобы проём выглядел гармонично в интерьере, соединял стеклопакет и стены в единую картину.

Оконные откосы призваны выполнять следующие функции:

  • улучшать внешний вид проёма, декорировать окно;
  • защищать оконные проёмы и рамы от попадания воды;
  • прикрывать монтажную пену, стыки, продлевая сроки эксплуатации всей конструкции, дополнительно утепляя проём.

Исходя из этих задач, материалы для отделки откосов должны быть влагостойкими, долговечными, практичными и привлекательными.

Вариант первый — древесина

Самый напрашивающийся вариант в случае обустройства окон и откосов в деревянном доме, особенно срубе, который не обшивается другими материалами, сохраняя натуральную красоту брёвен, конечно — дерево. Если окна тоже решено сделать деревянными, логично будет выбрать этот материал и для отделки откосов.

Окосячка оконного проема в деревянном доме

Чаще всего для деревянных откосов и подоконников используют такие виды древесины, как дуб, бук, кедр. Популярна недорогая сосна, но для наружных откосов она не слишком подходит в силу особенностей этой достаточно мягкой древесины. Оптимальным вариантом станет лиственница, как не очень дорогостоящий, но и при этом прочный и долговечный материал.

Важно! Специалисты рекомендуют выбирать для отделки откосов ту же породу дерева, которая использовалась при производстве рамы. Так окно будет иметь общий гармоничный вид, ведь у каждой древесины своя фактура. Впрочем, некоторые домовладельцы решают применить различные породы древесины, добиваясь оригинального сочетания откосов и рамы.

К преимуществам деревянных откосов можно отнести долговечность, экологическую чистоту, привлекательность, хорошие тепло- и звукоизоляционные свойства, возможность выбора разной фактуры и покраски под интерьер. Кроме того, деревянные откосы отлично скрывают все неровности поверхностей. К минусам откосов из дерева относится необходимость в специальной защите, обработке антипиренами и антисептиками. Готовые откосы проходят такую обработку на производстве. Цена одного погонного метра откосов из дуба шириной 500 мм составит порядка 6,7 тысячи рублей, лиственницы — 3,7 тысячи рублей.

Кстати, деревянные откосы неплохо смотрятся и с пластиковыми окнами, особенно, если они не белого цвета, а оформлены под дерево.

В качестве альтернативы натуральному дереву можно выбрать шпонированные откосы. Они объединяют достоинства древесины и МДФ. Однако нельзя сказать, что шпонированные откосы будут намного дешевле — цена может достигать 5,5 тысячи рублей за погонный метр при глубине проёма в 600 мм.

Вариант второй — пластик

Из-за достаточно высокой стоимости натуральных деревянных откосов домовладельцы зачастую останавливаются на более дешёвом пластике. Окна-ПВХ сегодня можно увидеть в очень многих деревянных зданиях, пластиковые откосы в этом случае могут стать гармоничным и долговечным элементом отделки. Даже в срубах, не говоря уже о брусовых домах, пластиковые окна с такими же откосами становятся частью интерьера и отделки фасада.

Следует сразу оговорить, что сегодня существует два распространённых варианта пластиковых откосов:

  • Сэндвич-панели. Это не просто тонкий пластик, это конструкция, где между двумя лаконичными пластиковыми листами находится слой теплоизоляции — пенополиуретана или пенополистирола. Первый вид теплоизоляции предпочтительнее. Производители предлагают сэндвич-панели, например, размером 1500х3000х10 мм по цене порядка 1,2 тысячи рублей (теплоизоляция — пенополистирол). Такие листы можно резать по размерам ваших откосов, в комплект придётся докупить уголки и специальный профиль, чтобы конструкция приобрела законченный вид. Сверху пластиковые сэндвич-панели могут ламинироваться цветной плёнкой, что позволяет выбрать вариант под интерьер. Такие панели могут отлично имитировать дерево, что для деревянных домов весьма актуально;
  • Более простой и дешёвый вариант — откосы из пластика с перемычками. Такие панели тонкие, не отличаются тепло- и звукоизоляционными свойствами, хотя могут быть не просто белыми, а под дуб или орех, например, благодаря ламинации. Стоимость погонного метра таких откосов может варьироваться от 160 до 800 рублей, в зависимости от наличия ламинированного слоя и ширины.

К преимуществам пластиковых откосов относятся простота монтажа, долговечной, лёгкость в уходе, более доступная стоимость в сравнении с древесиной, возможность выбрать вариант под интерьер. Сэндвич-панели для откосов — лучший выбор, минусов у них меньше, а вот пластик с перемычками на откосах может выглядеть дёшево, его легко повредить при ударе. У некачественных изделий на солнце могут проступать перемычки, которые окно отнюдь не украсят.

Вариант третий — вагонка

Как один из видов пиломатериалов вагонка неплохо подходит для отделки откосов в деревянном доме, однако обычно используется в брусовых домах, не очень сочетаясь с бревенчатыми стенами.

Читать еще:  Пластиковые откосы для окон актобе

Достоинства вагонки: невысокая стоимость (цена квадратного метра будет стоить 149–550 рублей, в зависимости от породы древесины), простота монтажа, вполне привлекательный внешний вид. К недостаткам следует отнести необходимость в специальной обработке для защиты дерева. Кроме того, откосы из вагонки по эстетике существенно уступают сплошным деревянным, узкими досками нельзя всплошную заделать широкий проём, будут стыки, которые могут со временем разойтись. По долговечности пластиковые сэндвич-панели предпочтительней.

Как более декоративный вид вагонки для отделки откосов может использоваться блок-хаус. Это хороший выбор для наружных откосов, если всё брусовое здание было решено обшить такой имитацией настоящего бревна.

Штукатурка на откосах окон в деревянном доме — вариант, против которого выступают эксперты. Во-первых, нанесение штукатурки связано с использованием влажного раствора, а такое соседство для древесины категорически нежелательно. Во-вторых, срубы и брусовые дома дают усадку, поэтому оштукатуренный откос может просто потрескаться со временем, несмотря на наличие окосячки.

В домах из бруса встречаются откосы из гипсокартона, о работах с которыми мы подробно писали. В бревенчатых домах, срубах, гипсокартон куда менее частый «гость». Среди экзотических вариантов отделки откосов в деревянных зданиях можно выделить использование панелей из бамбука или пробкового дерева.

Архитектура окон

Архитектура окна в эклектическом стиле.

Архитектура окон в романском стиле и готике.

На заре цивилизации окна не украшали сооружения: свет проникал через отверстия в крышах, в верхних частях стен или через двери, внутренний дворик. Окна в романской архитектуре делали узкими. Это было необходимо не только с точки зрения защищенности здания, но и потому, что стены, поддерживающие крестовые тяжелые своды, должны были быть мощными и массивными, которые нельзя было ослаблять большими проемами. В период готики роль опоры выполняют контрфорсы, и нагрузка на стены уменьшается. В это время меняется архитектура окон, которые становятся одним из основных декоративных элементов, во многом определяя эстетику стиля. В средние века окна стеклили, соединяя в свинцовой оправе небольшие куски стекла, которые устанавливали в паз и затем крепили к железной обрешетке проема. Оконный декор в готике предусматривал наличие подоконника, который должен был отводить воду. Проем окна делился каменным переплетом. В 12 веке оконный декор сводится к двум стрельчатым аркам и розой — круглым каменным окном с ажурным симметричным узором наверху. В 13-14 веках большое окно-роза уступает место нескольким круглым окнам небольшого размера, затем криволинейному треугольнику.

Архитектура окон собора «Ангельский хор». 1256-1280 гг. Линкольн. Англия.

Еще одним вариантом архитектурного окна в готике 12-13 вв. были отдельные розы, иногда украшающие всю поверхность фасада, создавая эффект легкости за счет ажурных колец, которые располагались одно в другом. В конце 13 в. кольца нередко заменяли на радиальную сеть.

Архитектурное окно-роза с радиальной сетью собора в Шатре (Cathedrale Notre-Dame de Chartres).

В 15 в. архитектура окна складывалась при помощи вертикальных стоек, которые сочетаются с арками. Переплет теперь не венчают розы, их заменяют массверки: крестовидные фигуры, сердечки, окружности, узкие «языки пламени» (в эпоху пламенеющей готики). В некоторых районах проем венчает остроугольный треугольник — вимперг (Windberg).

Переплеты оконного декора пламенеющей готики базилики Сен-Николя-де-Пор. 15-16вв. Франция.

Архитектура окон эпохи Ренессанса

С наступлением эпохи Ренессанса окна стали создавать не только в храмах, но и в особняках, дворцах. Застекление создают по типу готического: кусочки стекла вставляли в свинцовую оправу. Стекло использовали слабо окрашенное, в центре окна изображали геральдический щит. Впервые листовое стекло применили при остеклении окон в замке Анэ, однако его также оправили в свинцовые планки. Окна вставляют в рамы с орнаментальной темой, которая присутствует на всем фасаде здания. Оконный декор повторялся во всех окнах. Слуховые окна на крышах присутствовали на крутых скатных крышах зданий северной Европы. В светских сооружениях окна имели прямоугольную форму. Архитектура окон Ренессанса обычно имели крестовидные переплеты. При создании окон нередко проделывали вертикальные проемы в стене от карниза до самого нижнего уровня, затем в проемы устанавливали оконные каменные рамы. Одним из видов архитектурного окна эпохи Ренессанса является Диоклетианово окно с двумя вертикальными стойками, которые делят плоскость на три части: центральная шире, боковые — уже (такие проемы делали в термах Диоклетиана — ныне это базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири в Риме). Использовали также венецианские архитектурные окна с арочным верхом. Вариантом такого окна, которое использовалось при возведении венецианских сооружений, стало двустворчатое арочное окно.

Разновидность венецианского окна в архитектуре Москвы.

Для архитектуры окон Венеции 15-16 вв. характерны также стрельчатые проемы с гладкими или витыми колонками, полуциркульные проемы окон Браманте с прямоугольным наличником.

Стрельчатая архитектура окон Венеции.

Архитектура окон эпохи барокко

Ренессанс дал начало развитию архитектуры окон в жилых строениях, нашедшей свое воплощение в других стилях и эпохах. Оконный декор барокко включал лепнину, карнизы, сандрики, фронтоны, гербы, колонны и пилястры в оформлении. Для того времени характерны изогнутые линии, поэтому окна наравне с прямоугольной формой имеют круглую, эллипсовидную, полуциркульную форму. Снятие налога на окна в некоторых странах способствовало появлению зданий с очень большими окнами, разделенные переплетами, которые могли занимать пространство от пола до потолка. Постепенно количество переплетов уменьшалось, горизонтальные планки поднялись выше, исчезла центральная стойка. Появились распашные окна. В 1670-х гг. стали делать вертикально раздвижные створки окон. В 1700-х в моду вошли узкие высокие вертикально-раздвижные окна. Однако и створные окна тоже использовались. Стиль рококо появился во времена французского Регентства (1715—1723 гг.) и был моден в Европе в 1780-х гг., нередко используя оконный декор барокко, несколько уменьшив окна в размерах.

Барочный оконный декор. г. Астрахань.

Архитектура окон классицизма

Оконный декор этого стиля близок к строгому Ренессансу. С приходом эры классицизма (последняя четверть 19 вв.) используются прямоугольные удлиненные окна изысканных форм с крестообразным переплетом и высокими горизонтальными планками.

Архитектурное окно классического Петербурга.

В конце 19 в. в моду вошла эклектика, которая стремилась повторить оконный декор из разных стилей. На стыке веков возник стиль модерн, отказывающийся от прямых форм. В модерне на фасадах устанавливали окна самой разнообразной формы: круглые, овальные, криволинейные, с крупным и мелким переплетом.

Модерн в архитектуре окон Петербурга.

Наиболее строгие формы окна приобрели в стиле конструктивизм. В 20-м веке в современных урбанистических зданиях используется архитектура окон ленточного типа, без рам и оконного декора, витражные окна без переплета, окна с зеркальным и тонированным покрытием. Современные технологии позволяют создавать оконный декор из полиуретана, благодаря пластичности которого можно получить любые формы.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты